Продолжается работа по формулированию Методических Рекомендаций по созданию и эксплуатации сетей связи в Екатеринбурге

27 апреля состоялось плановое заседание рабочей группы по вопросу разработки Методических Рекомендаций по созданию и эксплуатации инфокоммуникационных сетей связи на территории Екатеринбурга. В мероприятии принял участие президент Ассоциации УРАЛТЕЛЕСЕТЬ Олег Грищенко. Заседание прошло в рабочем режиме, ряд вопросов был вынесен на обсуждение и вызвал бурные дебаты.

Коллеги, напоминаем: Ассоциация УРАЛТЕЛЕСЕТЬ является ответственной за разработку пункта Методических Рекомендаций, касающегося наружных сетей связи.

В нынешнем варианте Методических Рекомендаций этот пункт выглядит так:

5.  Создание сетей для оказания услуг связи

Необходима регламентация строительства сетей связи на этапах новой застройки, в условиях существующей застройки и при реконструкции улично-дорожной сети.

На этапе нового строительства застройщикам необходимо обеспечить устройство магистральных каналов связи с ответвлениями в сторону каждого дома с учетом долгосрочной перспективы по размещению дополнительных кабелей связи. Всем операторам связи должен быть обеспечен равноправный доступ к ресурсам подземной канализации. В вновь вводимых зданиях необходимо устройство технологических помещений для размещения оборудования операторов. В домах должна быть построена домовая сеть, отвечающая всем технологическим требованиям и сведенная в технологическое помещение для дальнейшей коммутации, или предусмотрено достаточное для развития количество коммуникационных каналов.

Такое построение сети на этапе новой застройки значительно упростит взаимоотношения между собственниками зданий и операторами связи и позволит, при наличии заявок от жильцов и наличия технической возможности у оператора, обеспечить жителей требуемыми услугами.

В условиях существующей застройки рекомендуется операторам связи использовать, по возможности, средства радиодоступа, долевое строительство, альтернативные методы прокладки ЛС. Необходимо учитывать имеющиеся свободные ресурсы других операторов связи. Для этого необходимо создать единую базы свободных ресурсов на Web-портале и разработать процедуру обмена ресурсами.

5.1. Наружные сети связи

Создание наружных сетей связи на территории муниципального образования «город Екатеринбург» осуществляется как в существующих линейно-кабельных сооружениях связи, так и воздушным способом. Непосредственная укладка кабелей связи в грунт используется крайне редко и требует предоставления земельного участка в ограниченное пользование (сервитут) в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными правовыми актами.

ФЗ «О связи» статьей 2 определяет линейно-кабельные сооружения (ЛКС) как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для размещения кабелей связи, причем согласно ст. 8 названного закона ЛКС связи прямо отнесены к недвижимому имуществу, вещные права на которое подлежат государственной регистрации.

Размещаемые внутри ЛКС линии связи не относятся к объектам недвижимого имущества.

Создание подземных ЛКС связи осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ (далее по тексту – ГCК РФ) и муниципальными правовыми актами на основании соответствующей разрешительной документации.

5.1.1. Линии связи, построенные в  существующих линейно-кабельных сооружениях

Устройства наружных линий связи в существующих ЛКС осуществляется без предоставления земельного участка, поскольку таковой уже был выделен собственнику или иному владельцу ЛКС для строительства соответствующих ЛКС, при этом на земли ЛКС требования градостроительных регламентов не распространяются (п/п 3 п. 4 ст. 36 ГК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ). К ЛКС относятся подземные ЛКС (кабельная канализация, коллекторы и т.п.), а также столбовые линейные сооружения.

В соответствии с требованиями ст. 6 ФЗ «О связи» устройство наружных линий связи в существующих ЛКС осуществляется на основании договора с собственником соответствующих ЛКС. Заключение указанного договора осуществляется оператором связи и собственником ЛКС в соответствии с гражданским законодательством РФ без получения специального разрешения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти муниципального образования «город Екатеринбург».

5.1.2. Строительство операторами связи собственных линейно-кабельных сооружений

5.1.3. Воздушные линии связи

Устройство воздушной линии связи ограничивает возможность использования соответствующего участка для градостроительной деятельности и застройки соответствующей территории, таким образом, строительство капитальных воздушных линий связи,

Вместе с тем, требования ГСК РФ и законодательства муниципального образования «город Екатеринбург» в области градостроительной деятельности распространяются только на капитальные сооружения, которые относятся к недвижимому имуществу. Некапитальные (легкие) сооружения к объектам недвижимости не относятся, однако могут быть принудительно перемещены и (или) ликвидированы по решению органов власти муниципального образования «город Екатеринбург» при выделении соответствующего земельного участка для других целей (например, для застройки).

В соответствии с «Правилами землепользования и застройки городского округа – муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48 (далее по тексту – «Правила землепользования»), основанием для оформления разрешения на строительство является акт разрешенного использования земельного участка. В то же время муниципальными правовыми актами никак не определен порядок предоставления земельных участков для организации воздушных линий связи, устраиваемых между зданиями и сооружениями на территории города.

На создание некапитальных воздушных линий (НВЛ) не требуется разработка исходно-разрешительной документации по правилам, установленным  постановлением Правительства Москвы от 31.12.1996 г. № 1031, ввиду отсутствия земельных правоотношений, что исключает применение указанного нормативного правового акта города Москвы. Устройство НВЛ выше парапетов зданий не подлежит согласованию с органами архитектуры (включая ГлавАПУ г. Москвы) и не требует оформления специального разрешения на строительство.

Закон города Москвы от 28.01.1998 г. № 2 «О кабельном телевидении в городе Москве» статьей 14 устанавливает, что «вопросы построения, организации, создания и развития на территории города Москвы иных сетей кабельного телевидения и интегрированных сетей связи, входящих в общегородскую сеть, решаются соответствующими операторами сетей на основе принимаемых ими хозяйственно — экономических планов развития, разрабатываемых технических заданий и условий текущей профильной деятельности с учетом заключаемых договоров и по согласованию с органами государственной власти и управления».

В то же время, органы власти муниципального образования «город Екатеринбург» в силу ст. 10 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) вправе распоряжаться землями, находящимися в собственности муниципального образования «город Екатеринбург». Таким образом, создание наружных НВЛ требует согласования с органами власти муниципального образования «город Екатеринбург», пока муниципальными правовыми актами не будет установлен иной порядок использования земель города для создания и эксплуатации НВЛ.

Муниципальные правовые акты не регламентируют порядок устройства НВЛ для организации сетей электрической связи, однако по общему правилу земельного и строительного законодательства создание объектов на территории города производится с ведома органов власти муниципального образования «город Екатеринбург». В качестве исходно-разрешительной документации может использоваться генеральный план сети связи с указанием зданий, сооружений, а также отдельно воздушных и подземных линий связи. К генеральному плану прилагается пояснительная записка, в которой приводятся основные показатели создаваемой сети связи, основные технологические решения, сведения об операторе связи и т.п.

Генеральный план сети связи подлежит согласованию с соответствующим административным органом Администрации муниципального образования «город Екатеринбург» и служит исходно-разрешительной документацией (предпроектной документацией). На основании Генерального плана разрабатывается проектная (рабочая) документация на создание сети связи, включая устройство НВЛ.

Требование о проведении экспертизы генерального плана в органах государственной экспертизы муниципального образования «город Екатеринбург» неправомерно и противоречит, в том числе, п.5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (далее по тексту – Положение об экспертизе), поскольку НВЛ не являются капитальными объектами инженерной инфраструктуры. Рабочая документация на создание сети связи  согласованию с органами власти муниципального образования «город Екатеринбург» не подлежит.

Таким образом, рекомендуется следующий порядок создания НВЛ операторов связи:

1. Разработка генерального плана сети связи с указанием НВЛ на картографическом фоне масштабом 1:10 000 с приложением пояснительной записки;

2. Согласование Генерального плана с соответствующим административным органом Администрации муниципального образования «город Екатеринбург». Основанием для отказа в согласовании является хотя бы одно из следующих обстоятельств:

-Отсутствие у оператора связи лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти в области связи;

-Недостоверный картографический фон;

-Устройство НВЛ над земельными участками, на которых будет осуществляться капитальное строительство в соответствии с выданными в установленном порядке разрешениями на строительство.

Отказ в согласовании по иным основаниям не допускается и является нарушением антимонопольного законодательства РФ.

5.2. Внутренние сети связи

Статья 36 ЖК РФ прямо относит все технические помещения многоквартирного дома к общему имуществу собственников жилых помещений в этом многоквартирном доме, распространяя на такие технические помещения положения главы 16 ГК РФ с особенностями, установленными ЖК РФ. При этом ст. 37 ЖК РФ запрещает выделять в натуре (разделять) общую собственность в многоквартирном доме.

Таким образом, право использования общей долевой собственности в многоквартирном доме по общему правилу приобретается на основании решения общего собрания собственников жилых помещений согласно п.2 ст. 44 ЖК РФ, причем решение общего собрания должно быть принято двумя третями голосов собственников, принявших участие в голосовании.

УК или органы власти муниципального образования «город Екатеринбург» не вправе самостоятельно распоряжаться собственностью, принадлежащей собственникам жилых помещений в многоквартирном доме. Вследствие этого любые договоры или соглашения о предоставлении права использования общей собственности для размещения оборудования и линий связи, заключенные с УК, а равно и с органами власти муниципального образования «город Екатеринбург», являются недействительными, как заключенные неуполномоченными лицами.

В то же время, согласно п. 2 ст. 247 ГК РФ, каждый участник общей собственности вправе владеть и пользоваться своей частью общей собственности. Таким образом, собственник вправе уполномочить оператора связи использовать от имени и по поручению данного собственника часть общей собственности, принадлежащей данному собственнику,  для оказания услуг связи этому собственнику. При этом другие участники общей собственности вправе требовать возмещения ущерба, нанесенного таким использованием общей собственности, если докажут в судебном порядке факт и объем указанного ущерба.

Следует отметить, что ТСЖ и жилищные кооперативы вправе самостоятельно распоряжаться общей собственностью (ст. 135 ЖК РФ и ст. 110 ЖК РФ соответственно). Если указанное право жилищного кооператива следует из права управления помещениями в многоквартирном доме, то право ТСЖ на управление общей собственностью прямо указано в ст. 110 ЖК РФ. Таким образом, оператор связи вправе заключать договоры с ТСЖ и жилищными кооперативами об использовании общей собственности для размещения оборудования и линий связи.

Проектная документация на создание сетей связи внутри многоквартирных домов подлежит согласованию с собственником (собственниками) жилых помещений, с которыми заключен договор об оказании услуг связи, либо с ТСЖ (или жилищным кооперативом) при наличии таковых. Разумеется, проектная документация подлежит также согласованию с управляющей компанией, поскольку на нее договором с собственником возложена обязанность по обеспечению надлежащего состояния общей собственности. При этом УК вправе отказать в согласовании только по причине нарушения конкретных технологических норм или в случае нанесения ущерба объектам общей собственности. Свобода усмотрения УК в части согласования или отказа от согласования не допускается.

В соответствии с п. 4 Положения об экспертизе, не требуется согласование проектной документации с УК (ТСЖ, жилищным кооперативом), если разработка проектной документации осуществлялась на основании технических условий, выданных данной УК (ТСЖ, жилищным кооперативом).

Вопросы электроснабжения оборудования связи в жилых многоквартирных домах решаются в порядке, установленном ПУЭ, ПТЭ, а также гражданским законодательством РФ. Следует отметить, что договор об электроснабжении может быть заключен только с организацией, имеющей лицензию на право осуществления деятельности по распределению электрической мощности. При этом размещение оборудования связи в жилых помещениях физических лиц исключается в силу различия тарифов на электрическую энергию для физических и юридических лиц, что влечет нанесение имущественного ущерба электроснабжающей организации.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным следующий порядок создания сетей связи на основе НВЛ на территории муниципального образования «город Екатеринбург»:

1. Разработка генерального плана сети связи и пояснительной записки;

2. Согласование генерального плана с соответствующим административным органом Администрации муниципального образования «город Екатеринбург». Согласованный генеральный план является основанием для разработки рабочей документации;

3. Разработка, государственная экспертиза проектной документации.

Порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на создание сетей и сооружений связи устанавливается федеральным законодательством и не входит в компетенцию органов власти субъекта Федерации. Проектная документация подлежит государственной экспертизе исключительно в ФГУ УМЦР Роскомнадзора в порядке, установленном приказом Минсвязи РФ от 22.07.1996 г. № 96, а также Положением об экспертизе. С 01 января 2007 г. государственная ведомственная экспертиза проектной документации прекращается в соответствии с п. 3 и п. 6 ГСК РФ.

На данном этапе выполняется также разработка и согласование рабочего проекта электроснабжения технических средств связи.

4. Согласование проектной документации на создание внутренних сетей связи с собственниками жилых помещений, а также с УК (при необходимости).

5. Производство строительно-монтажных работ по созданию сетей связи.

6. Приемка законченной строительством сети связи в эксплуатацию в порядке, установленном приказом Минсвязи РФ от 09.09.2002 № 113 «Об утверждении правил ввода в эксплуатацию сооружений связи».

При этом нормы МГСН 8.01-00 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», утвержденные постановлением правительства Москвы от 11.07.2000 г. № 530, предусматривают (п. 1.2), что «Объекты,  для которых существуют ведомственные нормативные документы по приемке, согласованные с Госстроем России, принимаются в эксплуатацию по правилам,  предусмотренным этими документами». Таким образом, действие МГСН 8.01-00 не распространяется на законченные строительством объекты связи, порядок приемки которых в эксплуатацию устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Наша задача – сделать его наиболее логичным и приемлемым в реализации. Если Вам есть что сказать на этот счет, если Вы хотели бы поделиться своими соображением или опытом  в данной области – просим оставлять комментарии к настоящей теме.

Leave a Comment

Filed under Ассоциация, ЖКХ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *